Ви є тут

Таксономия педагогических целей Б.Блума

Вопросы выявления, измерения и оценки уровня сформированности у учащихся знаний, умений, навыков в настоящее время являются одними из центральных в практике обучения.

Если цель обучения определяет, что должен знать, уметь обучаемый, то задачи обучения отвечают на вопрос, как двигаться к цели.

Pyramid.jpg

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.).

Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений.

В рамках образовательной технологии Б. Блумом в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

Первая таксономия, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:

  1. знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
  2. понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
  3. применение;
  4. анализ (взаимосвязей, принципов построения);
  5. синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
  6. оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Таксономия Б. Блума была использована М.Е. Бершадским и М.Е. Гузеевым при построении системы типовых задач для определения конкретных умений учащихся. Они приводят примеры заданий для школьников из различных предметных областей, по результатам которых можно судить о различных уровнях обученности.

На основе таксономии Блума Л.С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов.

таксономия

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer